Инклюзивное образование
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
С 1 сентября 2016 года в Российской Федерации вступили в силу новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Введение Стандартов предполагает создание в образовательной организации соответствующих материально-технических, организационных, кадровых условий.
Основные функции ФГОС ОВЗ:
-
максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям;
-
дать каждому ребенку возможность на практике реализовать Конституционное право на школьное образование вне зависимости от тяжести нарушения в развитии и типа учреждения, где он получает образование;
-
гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала;
-
обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего желаниям семьи и рекомендациям специалистов, сделать ясным диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта.
ФГОС предусмотрены для разных категорий детей с ОВЗ (глухие дети, слабослышащие дети, слепые дети, слабовидящие, дети с речевыми нарушениями, дети с двигательными нарушениями, дети с ЗПР, умственно отсталые дети, дети с расстройствами аутистического спектра).
Разработаны четыре варианта ФГОС начального образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В них отражены:
-
Системные характеристики требований к уровню конечного результата начального школьного образования;
-
Структуре образовательных программ;
-
Условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ.
1 вариант ФГОС ОВЗ. Ребенок получает образование, сопоставимое по уровню с образованием его здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. В случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательна систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка для реализации особых потребностей, целенаправленного формирования полноценной жизненной компетенции.
2 вариант ФГОС ОВЗ. Ребенок получает образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития, в более пролонгированные, чем в норме, календарные сроки. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития категории детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребенку. В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания, максимально приспособленной к особому ребенку и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по расширению жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.
3 вариант ФГОС ОВЗ. Ребенок получает образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития, в более пролонгированные, чем в норме, календарные сроки. Обязательно специальное обучение и воспитание для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. В структуре «академический» компонент редуцирован за счет расширения компонента «жизненной компетенции». В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания, максимально приспособленной к особому ребенку и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по расширению жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка в доступных для него пределах.
4 вариант ФГОС ОВЗ. Уровень образования определяется индивидуальными возможностями ребенка. При значительной редукции «академического» компонента максимально расширяется компонент «жизненной компетенции». Обязательной и единственно возможной является индивидуальная образовательная программа. Ребенок находится в среде сверстников с выраженными нарушениями развития, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны. Среда и рабочее место организуется в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка. Обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях дома и школы. Требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, ее смыслом является индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Условия реализации ФГОС ОВЗ в школе
-
Статус «ОВЗ» ребенку устанавливает ТПМПК (территориальная психолого-медико –педагогическая комиссия: МБУ «Городской образовательный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи города Орла» , 302020, г. Орел, ул. Плещеевская, 18, т.41-85-23) Статус «Инвалид» устанавливает МСЭ (медико-социальная экспертиза
-
В рекомендациях ТПМПК определяется вариант АООП НОО для обучающегося с ОВЗ, формулируются специальные условия образования (СОУ)
-
МСЭ прописывает ИПР (индивидуальный план реабилитации) для ребенка-инвалида.
С учетом данных заключений (рекомендаций) лицей организует обучение ребенка с нарушениями развития.
Варианты АООП НОО обучающихся с ОВЗ (ФГОС ОВЗ)
1.1. – для глухих
2.1. – для слабослышащих и позднооглохших
3.1 – для слепых
4.1. – для слабовидящих
5.1 - ТНР (тяжелое нарушение речи)
6.1 – НОДА (нарушение опорно-двигательного аппарата)
7.1. – ЗПР (задержка психического развития)
8.1. – РАС (расстройство аутистического спектра) -
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Федеральный уровень
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ"
СанПиН от 10.07.2015 года Об утверждении СанПиН для ОВЗ
Региональный уровень
Приказ Департамента образования Орловской области по организации работы по введению ФГОС ОВЗ
Школьный уровень
Загруженные документы
Положение об организации обучения лиц с ОВЗ
91b008cbeb23ef4d2fdb0a14c2932fe939cc2bd4efd9e1821cfd02f9504eafd6
6 июня 2024 г. 13:55 (1717671335)
Директор
Пресняков Андрей Васильевич
Программа мероприятий по обеспечению доступности и качества образования, обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью на 2023-2024 учебный год
415d743dcea1ed668315c5ae017ba07e39cf7f82dcb43489bc1cef9e4078c2f3
14 июня 2024 г. 13:46 (1718362013)
Директор
Пресняков Андрей Васильевич
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекционно-развивающие занятия» (логопедические занятия) 1-4 класс для детей с ЗПР 2024-2025 уч.г.
cde8a1b3472f93451185e026c45e6569c91d2156840b36e852541d4a71f6c467
1 октября 2024 г. 8:24 (1727760259)
Директор
Пресняков Андрей Васильевич
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекционно-развивающие занятия» 5-9 класс для детей с ЗПР 2024-2025 уч.г.
4ba3e6751e443f9efb63177f7560de6850b21e901f33aa1e82a8f2ee119d1639
1 октября 2024 г. 8:24 (1727760259)
Директор
Пресняков Андрей Васильевич
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ (УО) для 5-9 классов 2024-2025 уч.г.
2a36aeae78242e0f94ff6ace5a27bf60530709ce81f52446d95316bc0efd7769
1 октября 2024 г. 8:24 (1727760259)
Директор
Пресняков Андрей Васильевич
Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» у обучающихся 5-9 классов с задержкой психического развития на 2024- 2025 учебный год
960ac48a2cbd367bd86b2cddc473f2ce08bd248762c832dd2fbd6c74c1334d1c
1 октября 2024 г. 8:24 (1727760259)
Директор
Пресняков Андрей Васильевич
Рабочая программа психокоррекционных занятий педагога-психолога с детьми с ОВЗ (ЗПР вариант 7.1) (1-4 классы) 2024-2025 уч.г.
5fa2d8c231c845dbec3bbe907cf74a9e564921d6e50dd30cf392cf47f7f9ad02
1 октября 2024 г. 8:24 (1727760259)
Директор
Пресняков Андрей Васильевич